Закон и Церковь

Цель данной странички — ознакомить наших братьев и сестер с основами законодательства Кыргызской Республики, особенно той его части , где говориться о верующих.

Церковь у нас отделена от государства, но прихожане же, независимо от их вероисповедания, от него и от его законов не отделены и имеют право на защиту своей чести и достоинства. 

Закон Кыргызской Республики (N 282):
г.Бишкек от 31 декабря 2008 года

О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В КР 

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Создание религиозных организаций и миссий зарубежныхрелигиозных организаций в Кыргызской Республике
Глава 3.
Имущественное положение религиозных организаций, миссийи религиозных учебных заведений
Глава 4.
Права и условия деятельности религиозных организаций,миссий и религиозных учебных заведений
Глава 5.
Правовое обеспечение реализации норм закона
Глава 6.
Заключительные положения  

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон направлен на обеспечение права человека на свободу вероисповедания, определенного Конституцией Кыргызской Республики и ратифицированными Кыргызской Республикой международными договорами, а также регулирование отношений по осуществлению религиозной деятельности, установление правового положения религиозных организаций, миссий зарубежных религиозных организаций в Кыргызской Республике.2. Настоящий Закон определяет права и обязанности органов местного самоуправления, которые путем создания общественных комитетов по религии проводят на своей территории совместно с государственным органом по делам религий государственную политику в области религии для обеспечения защиты общественного порядка, духовной безопасности, территориальной целостности и конституционного строя от религиозного экстремизма.

Статья 2. Законодательство о свободе вероисповедания идеятельность религиозных организаций в КыргызскойРеспублике
1. Законодательство о свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Не допускается издание органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону.2. В целях стабилизации религиозной ситуации, предотвращения религиозных экстремистских беспорядков, обеспечения государственной (национальной) безопасности допускается установление дополнительных нормативных актов по религиозному обучению.

Статья 3. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и понятия:богослужение — совокупность культовых церемоний и действий, совершаемых священнослужителями по ритуалу и требованиям вероучения;вероисповедание — вероучение, принадлежащее какой-либо религии с традиционной культовой практикой;религиозный культ — один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых обрядах, действиях священнослужителей и верующих;культовое имущество — предметы, иные материальные объекты (здания, мечетная и церковная утварь и т.д.), необходимые для совершения религиозных обрядов, ритуалов и церемоний;миссия — религиозная организация или представители религиозной организации зарубежных стран, прибывшие в страну в целях распространения своего вероисповедания;миссионерская деятельность — деятельность, направленная на распространение своего вероисповедания;паломничество — посещение верующими религиозно значимых святых мест;прозелитизм — стремление обратить в свою религию последователей других вероучений;религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное;религиозная деятельность — деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, религиозное воспитание, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, обучение духовных специалистов, священнослужителей, миссионерство, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для духовных работников и священнослужителей и другая деятельность);религиозные обряды — совокупность установленных вероучением действий, в которых воплощаются религиозные представления;религиозные ритуалы и церемонии — установленный вероучением порядок совершения обрядовых действий;свобода вероисповедания — право человека выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения, действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом;священнослужитель — лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовническое, имамское, пастырское, проповедническое служение;секта — религиозное течение (община), отделившееся от какой-нибудь конфессии основного вероучения и не согласующееся с ним, проявляющее безразличие и противоречие интересам общества;религиозный символ — знак, атрибут или вещественный признак, указывающий на принадлежность к определенной религии.

Статья 4. Право на свободу вероисповедания
1. В Кыргызской Республике каждому гарантируется право на свободу вероисповедания и атеистического убеждения.2. Граждане Кыргызской Республики равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозных либо атеистических убеждений. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается.3. Запрещается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии.4. Ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и возбуждение вражды и ненависти, либо умышленное оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии, осквернение почитаемых той или иной религией объектов культа влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.5. Не допускается вовлечение детей в религиозные организации.6. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Кыргызской Республики, пользуются правом на свободу вероисповедания наравне с гражданами Кыргызской Республики и несут установленную законами ответственность за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях.7. Ограничение права человека на свободу вероисповедания допускается Конституцией и законами Кыргызской Республики лишь в целях обеспечения свобод и прав других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом сущность конституционных свобод и прав не может быть затронута.8. Деятельность религиозных организаций не должна ущемлять права и достоинства человека, пропагандировать социальную и гендерную дискриминацию.9. Религиозные организации, миссии и их представители за осуществление деятельности, запрещенной законодательством Кыргызской Республики, несут ответственность, установленную законом.10. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений уклониться от исполнения установленных законом гражданских обязанностей. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 5. Государство и религия
1. Политика государства в сфере свободы вероисповедания строится на принципах:- Кыргызская Республика — светское государство, где не допускается вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;- вероучение религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательного для граждан;- все религии и религиозные организации равны перед законом;- взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных и национальных традиций.2. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между религиозными организациями различных вероисповеданий, а также между их последователями, не допускает религиозного радикализма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание религиозной вражды.3. Попытки религиозных организаций и служителей религиозных культов оказать какое-либо давление на государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие нормы действующего законодательства Кыргызской Республики, влекут ответственность, установленную законом.4. Запрещаются настойчивые действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая незаконная миссионерская деятельность. Лица, виновные в нарушении этого правила, несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.5. Государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству, не допускает установление каких-либо преимуществ или ограничение одной религии или вероисповедания по отношению к другим, не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма.6. При поступлении на государственную и муниципальную службу деятельность служителей культа в качестве духовного лица на данный срок приостанавливается.7. В местах богослужения не допускается проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера.

Статья 6. Образование и религия
1. Доступ к различным видам и уровням образования предоставляется лицам независимо от их отношения к религии.2. В образовательных организациях, за исключением религиозных учебных заведений, не допускается создание религиозных организаций.3. Религиозные организации, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, вправе для религиозного образования детей и взрослых, в соответствии со своими уставами, создавать, содержать религиозные учебные заведения, финансируемые из собственных средств, используя для этого собственные помещения.4. Религиозные организации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, вправе создавать религиозные учебные заведения для подготовки священнослужителей и необходимого им религиозного персонала.5. На обучение в высшие и средние религиозные учебные заведения принимаются граждане после получения ими обязательного общего среднего образования в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании».6. Лица, преподающие религиозные дисциплины в религиозных учебных заведениях, должны иметь специальное религиозное (духовное) образование, удостоверенное соответствующим документом, и осуществлять свою деятельность по согласованию с соответствующим органом управления религиозной организации, при которой они состоят.7. Преподавание религиоведческих дисциплин для всех уровней образования в индивидуальном порядке запрещается.8. Преподавание религиоведческих дисциплин, имеющих общеобразовательный характер, если это не противоречит законодательству Кыргызской Республики, может включаться в программы государственных учебных заведений.9. Религиозные образовательные организации пользуются всеми правами и обязанностями учебных заведений, функционирующих на территории Кыргызской Республики.

Статья 7. Взаимоотношение Вооруженных Сил Кыргызской Республикии религиозных организаций
1. Взаимоотношения верующих военнослужащих и государственных органов регулируются законами Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности» и «О статусе военнослужащих».2. Военнослужащие не вправе использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Глава 2 Создание религиозных организаций и миссийзарубежных религиозных организацийв Кыргызской Республике

Статья 8. Религиозные организации
1. Религиозными организациями в Кыргызской Республике признаются добровольные объединения граждан Кыргызской Республики, образованные в целях совместного исповедания веры, совершения богослужения, обрядов и ритуалов, религиозного просвещения и воспитания своих последователей (религиозные общества, центры, религиозные учебные заведения, мечети, церкви, синагоги, молитвенные дома, монастыри и другие), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.2. Деятельность и функционирование религиозных организаций без учетной регистрации в государственном органе по делам религий в соответствии с настоящим Законом запрещаются.Лицо, осуществляющее деятельность от имени незарегистрированной религиозной организации, несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.3. Религиозная организация создается по инициативе не менее двухсот граждан Кыргызской Республики, достигших совершеннолетнего возраста и постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики.4. Для координации и направления деятельности религиозных организаций соответствующих конфессий могут создаваться их единые центральные органы управления — духовные управления, союзы, конференции и другие (далее — центральный орган управления).Центральный орган управления создается учредительным собранием (курултаем, конференцией и т.д.) религиозных организаций соответствующей конфессии, прошедших учетную регистрацию и действующих в не менее девяти регионах Кыргызской Республики (области, города Бишкек, Ош).Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Кыргызской Республики, в своей деятельности могут руководствоваться уставами вышестоящих центров только в случаях, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.5. Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных организаций единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Кыргызской Республики не менее пятнадцати лет.6. Миссией зарубежной религиозной организации именуется организация, имеющая руководящие центры за пределами Кыргызской Республики или же в составе руководства которой имеются иностранные граждане.Деятельность миссий на территории Кыргызской Республики без прохождения учетной регистрации в установленном порядке не допускается.Миссии в соответствии со своей собственной структурой выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим уставам (положениям).

Статья 9. Устав религиозной организации и положение миссий
1. Религиозная организация либо миссия действует в соответствии с уставом (положением) и должна отвечать требованиям действующего законодательства Кыргызской Республики.Уставы (положения) религиозных организаций, миссий, имеющих центральные органы управления, должны согласовываться с вышестоящим органом управления.2. В уставе (положении) религиозных организаций, миссий должны содержаться:- наименование, местонахождение, вид религиозной организации, миссии и территория, в пределах которой она осуществляет свою деятельность;- вероисповедная принадлежность, предмет и цели, задачи и основные формы деятельности;- уставные права и ответственность Учредительного совета и его членов, создавших религиозную организацию и миссию;- права и обязанности организации и ее членов;- порядок создания и прекращения деятельности;- структура организации, ее органы управления, порядок их формирования, компетенция и сроки полномочий ее органов управления;- порядок внесения изменений и дополнений в устав религиозной организации;- источники образования финансовых средств и иного имущества организации;- порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности.3. В уставе (положении) религиозной организации, миссии не могут содержаться нормы, противоречащие Конституции и действующему законодательству Кыргызской Республики.

Статья 10. Учетная регистрация религиозных организаций
1. Учетная регистрация религиозных организаций и объектов религиозного назначения, действующих на территории Кыргызской Республики, осуществляется государственным органом по делам религий в установленном настоящим Законом порядке.Религиозная организация получает право на осуществление религиозной деятельности с момента выдачи свидетельства об учетной регистрации (перерегистрации), выдаваемого государственным органом по делам религий.2. Для учетной регистрации религиозной организации учредители представляют учредительные документы (на государственном или официальном языке):- заявление об учетной регистрации;- нотариально заверенный и согласованный с местными кенешами список граждан, членов Учредительного совета, являющихся инициаторами создания религиозной организации и миссии, и ответственных в рамках устава перед законом (с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, номера и серии паспорта, когда и кем выдан);- устав религиозной организации, составленный на государственном и официальном языках в четырех экземплярах;- протокол учредительного собрания (конференций, съездов и т.д.), подписанный председателем и секретарем собрания;- сведения об основах вероучения и о соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии, о формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении гражданских прав и обязанностей;- информацию о полном наименовании создаваемой религиозной организации;- документ, подтверждающий местонахождение (юридический адрес) создаваемой религиозной организации на данной территории (договор купли-продажи на собственное помещение, договор аренды, договор безвозмездного предоставления помещения, официальное письмо и т.д.).3. Учетная регистрация религиозных организаций, а также миссий должна быть произведена не позднее тридцати дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов для проверки их на соответствие действующему законодательству Кыргызской Республики.Государственный орган по делам религий вправе запросить дополнительные сведения и получить заключение соответствующих органов, а также направить учредительные документы заявителя в религиоведческую экспертизу. В этом случае рассмотрение заявления продлевается еще на месячный срок.Дополнения и изменения в уставе религиозной организации подлежат учетной перерегистрации в том же порядке и в те же сроки, что и учетная регистрация религиозной организации.Уклонение религиозными организациями от учетной регистрации в государственном органе по делам религий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.4. По результатам учетной регистрации заявителю выдается свидетельство установленного образца, и религиозная организация получает право на осуществление религиозной деятельности с момента выдачи свидетельства об учетной регистрации.5. Государственная регистрация (перерегистрация) религиозных организаций осуществляется органами юстиции в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Учетная регистрация миссий (представительств)зарубежных религиозных организаций в КыргызскойРеспублике
1. Для прохождения учетной регистрации миссии лицо, уполномоченное зарубежной религиозной организацией, представляет заявление в государственный орган по делам религий.К заявлению прилагаются учредительные документы о регистрации миссии в четырех экземплярах (на государственном и официальном языках):1) положение миссии, содержащее следующие сведения:- основные цели и задачи миссии;- местонахождение и предполагаемые территориальные границы ее деятельности;- структура управления и сроки полномочия руководства;- источники финансирования и имущественные отношения;- порядок закрытия миссии;2) сведения о работниках миссии (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и адрес жительства в Кыргызской Республике, образование и предыдущее место работы);3) копия устава зарубежного центра с нотариально заверенным переводом на государственный или официальный язык;4) выписка из реестра или другой документ, удостоверяющий, что религиозный центр является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на государственный или официальный язык;5) документ, подтверждающий местонахождение миссии зарубежной религиозной организации;6) удостоверенная нотариусом доверенность представителю (доверенному лицу) миссии.К заявлению также прилагается нотариально заверенный список граждан, членов Учредительного совета, являющихся инициаторами создания религиозной организации и миссии и ответственных в рамках устава перед законом (с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, номера и серии паспорта, когда и кем выдан).2. Назначаемые зарубежными религиозными центрами руководители миссий религиозных организаций, действующие на территории Кыргызской Республики, должны представить направление от вышестоящей организации с указанием срока пребывания в Кыргызской Республике с нотариально заверенным переводом на государственный или официальный язык.3. Нормы положения миссии должны соответствовать уставу зарубежной религиозной организации, но не противоречить законодательству Кыргызской Республики, и быть заверены подписью руководителя и печатью вышестоящей зарубежной религиозной организации.В положении должно быть указано, что при реорганизации или ликвидации миссии собственность, представляющая архитектурную, культурную и историческую ценность, должна оставаться на территории Кыргызской Республики.4. Государственный орган по делам религий в течение одного месяца рассматривает заявление об учетной регистрации, учредительные документы миссии, затем принимает соответствующее решение.Государственный орган по делам религий имеет право проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и запрашивать дополнительные сведения через соответствующие государственные органы или неправительственные организации, а также направить учредительные документы заявителя в религиоведческую экспертизу. В этом случае рассмотрение заявления продлевается еще на месячный срок.5. Если заявление об учетной регистрации и приложенные документы поданы с нарушением требований настоящего Закона, то государственный орган по делам религий возвращает их заявителю без рассмотрения, что не препятствует повторному обращению по этому же вопросу с соблюдением всех необходимых требований.6. При принятии положительного решения выдается свидетельство об учетной регистрации установленного образца.Миссия получает право на осуществление религиозной деятельности с даты выдачи свидетельства об учетной регистрации.7. Свидетельство об учетной регистрации выдается сроком не более чем на один год. По истечении срока миссия проходит учетную перерегистрацию в государственном органе по делам религий в установленном настоящей статьей порядке. Миссия обязана ежегодно информировать государственный орган по делам религий об изменениях сведений, указанных в части 1 настоящей статьи.8. Государственный орган по делам религий вправе выносить решение о приостановлении деятельности миссии на основании заключения религиоведческой экспертной группы, действующей при государственном органе по делам религий, если в результате ее деятельности возникает угроза государственной и общественной безопасности, межэтническому и межконфессиональному согласию, здоровью и нравственности населения либо в случае неоднократных нарушений норм законодательства Кыргызской Республики.9. Уполномоченные лица миссии в случае нарушения ими законодательства Кыргызской Республики несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.10. Миссии может быть отказано в учетной регистрации (перерегистрации) в случаях:- если цели и деятельность вышестоящей зарубежной религиозной организации, ходатайствующей об открытии миссии в Кыргызской Республике, противоречат нормам Конституции и иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики;- если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Кыргызской Республики, настоящего Закона или содержат недостоверные сведения;- если ее деятельность представляет угрозу государственной и общественной безопасности, межэтническому и межконфессиональному согласию, здоровью и нравственности населения или в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.При принятии решения об отказе в учетной регистрации заявитель уведомляется об этом в письменной форме с указанием оснований отказа.11. Решения государственного органа по делам религий об отказе в учетной регистрации, приостановлении деятельности миссии могут быть обжалованы в судебном порядке.12. Миссия не является юридическим лицом.

Статья 12. Учетная регистрация иностранных граждан (миссионеров),прибывающих в Кыргызскую Республику с целью религиознойдеятельности
1. Иностранный гражданин, прибывающий в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности (далее — миссионер), проходит учетную регистрацию в государственном органе по делам религий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.2. Миссионерскую деятельность на территории Кыргызской Республики имеет право осуществлять миссионер, представляющий зарегистрированную религиозную организацию, имеющий приглашение и соответствующее направление.Миссионер имеет право находиться на территории Кыргызской Республики не более трех лет.3. Миссионер для прохождения учетной регистрации в государственном органе по делам религий представляет заявление.К заявлению прилагаются:1) анкета;2) копия паспорта с оформлением въездных — выездных виз;3) направление от вышестоящей организации с указанием срока пребывания миссионера на территории Кыргызской Республики с нотариально заверенным переводом на государственный или официальный язык;4) нотариально заверенный и согласованный с местными кенешами список граждан, членов Учредительного совета, пригласивших миссионера в Кыргызстан, являющихся инициаторами создания религиозной организации и миссии и ответственных в рамках устава перед законом за деятельность миссионера (с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, номера и серии паспорта, когда и кем выдан).4. Государственный орган по делам религий в течение одного месяца рассматривает заявление об учетной регистрации иностранного гражданина (миссионера) и принимает соответствующее решение.Государственный орган по делам религий имеет право проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, запрашивать дополнительные сведения через соответствующие государственные органы или неправительственные организации, а также направлять учредительные документы заявителя в религиоведческую экспертизу. В этом случае рассмотрение заявления продлевается еще на месячный срок.5. По результатам регистрации миссионеру выдается свидетельство об учетной регистрации установленного образца сроком не более чем на один год. По истечении указанного срока миссионер проходит учетную перерегистрацию в государственном органе по делам религий в порядке, установленном настоящим Законом.6. Миссионеру может быть отказано в учетной регистрации, если его деятельность представляет угрозу общественной безопасности и порядку, межэтническому и межконфессиональному согласию, здоровью и нравственности населения.При принятии решения об отказе в учетной регистрации заявитель уведомляется об этом в письменной форме с указанием оснований отказа.Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.7. При выдаче свидетельства миссионерам разъясняется порядок пребывания в Кыргызской Республике, в том числе порядок регистрации, а также они предупреждаются об ответственности за нарушение порядка пребывания в Кыргызской Республике — по вопросам продления виз в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.8. Открытие виз миссионерам осуществляется в порядке, определенном Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел Кыргызской Республики по согласованию с государственным органом по делам религий.9. Миссионеру заниматься трудовой или индивидуальной предпринимательской деятельностью без разрешения соответствующего государственного органа не допускается.

Статья 13. Учетная регистрация религиозного учебного заведения
1. Религиозные учебные заведения подлежат обязательной учетной регистрации в государственном органе по делам религий.Религиозное обучение на территории Кыргызской Республики запрещается без прохождения учетной регистрации в установленном порядке.2. Для учетной регистрации религиозного учебного заведения учредитель представляет:- устав учебного заведения, утвержденный учредителем (учредителями), который должен быть составлен на государственном и официальном языках в четырех экземплярах;- протокол учредительного собрания, решение или приказ (учредительный договор) об учреждении религиозного заведения;- нотариально заверенный и согласованный с местными кенешами список граждан, членов Учредительного совета, являющихся инициаторами создания религиозного учебного заведения и ответственных в рамках устава перед законом (с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, номера и серии паспорта, когда и кем выдан);- нотариально удостоверенную копию устава, свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей) в качестве религиозной организации;- программу обучения, качественный показатель состава преподавателей, утвержденных учредителем (учредителями);- справку-заключение от соответствующих служб (санитарно-эпидемиологической, пожарной), разрешение органа местного самоуправления религиозному учебному заведению осуществлять свою деятельность;- подтверждение о наличии финансовых ресурсов;- качественный состав преподавателей.3. После прохождения учетной регистрации религиозному учебному заведению выдается свидетельство установленного образца.

Статья 14. Ликвидация религиозной организации, миссии,религиозного учебного заведения и запрет на их деятельность в случае нарушения ими законодательства
1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;- по решению суда в случае неоднократных нарушений норм Конституции, настоящего Закона и иных законов Кыргызской Республики либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям.2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации, миссии в судебном порядке являются:- нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;- действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Кыргызской Республики;- создание вооруженных формирований;- пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;- принуждение к разрушению семьи, приведшее к распаду семьи;- посягательство на личность, права и свободы граждан;- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;- склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам в оказании медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;- воспрепятствование получению обязательного образования;- принуждение членов и последователей религиозной организации и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозной организации;- воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозной организации;- побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.3. Государственный орган по делам религий, осуществляющий учетную регистрацию религиозных организаций, и органы прокуратуры вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации.4. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Кыргызской Республики.5. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности миссии и религиозных учебных заведений.
Глава 3 Имущественное положение религиозных организаций,миссий и религиозных учебных заведений

Статья 15. Собственность религиозных организации, миссий ирелигиозных учебных заведений
1. В собственности религиозных организаций, миссий и религиозных учебных заведений могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.2. Религиозные организации, миссии и религиозные учебные заведения имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное (завещанное) гражданами, общественными организациями, а равно и приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законом.3. Религиозные организации, миссии и религиозные учебные заведения вправе обращаться за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и получать их.

Статья 16. Пользование имуществом, находящимся в собственностиюридических и физических лиц
1. Религиозные организации, миссии и религиозные учебные заведения вправе использовать для своих нужд здания и имущество, предоставляемые им на договорных началах юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.2. Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.3. Признание правил пользования вероисповедальными кладбищами и положений о кладбищенских сборах регулируется положениями органов местного самоуправления.

Статья 17. Производственно-хозяйственная деятельность религиозныхорганизаций, миссий и религиозных учебных заведений
1. Религиозные организации вправе учреждать хозяйствующие субъекты, а также благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы) и другие предприятия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.2. Религиозные организации имеют право заниматься хозяйственной, в том числе производственной деятельностью для достижения своих уставных целей.3. Прибыль от производственной деятельности и иные доходы религиозных организаций облагаются налогами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.4. Поступающие финансовые средства, пожертвования, гуманитарная помощь и другое имущество в обязательном порядке учитываются в бухгалтерских документах религиозной организации, миссии.5. Финансово-бухгалтерская отчетность религиозных организаций и миссий ведется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.6. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, миссий и религиозных учебных заведений осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительскаядеятельность религиозных организаций, миссий
1. Благотворительная деятельность религиозных организаций и миссий должна быть направлена на оказание материальной помощи людям, находящимся в тяжелых жизненно-бытовых условиях, опеку над стариками и немощными, нетрудоспособными и т.д.2. Благотворительная деятельность не должна способствовать распространению вероучений или религиозных убеждений.3. Государство может оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций и миссий, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Статья 19. Распоряжение имуществом религиозных организаций имиссий, прекративших свою деятельность
1. После прекращения деятельности религиозных организаций и миссий имущество, предоставленное им в пользование юридическими и физическими лицами, возвращается его прежнему владельцу или правопреемнику.2. При прекращении деятельности религиозной организации и миссии распоряжение имуществом, находящимся в их собственности, осуществляется в соответствии с их уставом (положением) и законодательством Кыргызской Республики.3. На имущество культового назначения, принадлежащее религиозным организациям и миссиям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредитора.4. При отсутствии правопреемников имущество переходит в собственность государства.
Глава 4 Права и условия деятельности религиозных организаций,миссий и религиозных учебных заведений

Статья 20. Правовая основа деятельности религиозных организаций Религиозные организации, миссии и религиозные учебные заведения в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать Конституцию, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Статья 21. Религиозные обряды, ритуалы и церемонии
1. Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, на кладбищах.Для совершения религиозных молитв и собраний религиозные организации имеют право содержать приемлемые для них места, а также опекать места паломничества, считающиеся святыми в той или иной религии, и пользоваться ими.2. Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в домах для престарелых и инвалидов, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбе находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться незапрещенной религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.Администрация этих учреждений оказывает содействие в приглашении священнослужителей, принимает участие в определении времени и других условий проведения религиозного обряда, ритуалов и церемоний.3. Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия могут проводиться в местах, не предназначенных для этих целей, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.4. Религиозные организации не вправе проводить принудительные денежные сборы и обложения верующих, а также применять к ним меры, ущемляющие честь и достоинство личности.5. Допускается древний обряд мусульманства — обрезание и освящение брака по мусульманскому обычаю в мечети, в семье для мусульман, а также крещение, венчание в церкви для христиан при заключении брака наряду с гражданской регистрацией.

Статья 22. Религиозная литература и предметы религиозногоназначения
1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Кыргызской Республики, ввозить в Кыргызскую Республику и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудиовидеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.2. Запрещается ввоз, изготовление и распространение религиозной литературы, иных печатных, аудиовидеоматериалов, в которых содержатся призывы к изменению конституционного строя, религиозной нетерпимости, нравственных устоев общества.3. Государственный орган по делам религий вправе назначать религиоведческую экспертизу религиозной литературы, иных печатных, аудиовидеоматериалов.При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.4. При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность.5. Литература, иные печатные, аудиовидеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования и конфессиональной принадлежности.6. Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на правах собственности, а также местах, выделяемых в установленном порядке для этих целей местными государственными администрациями.Запрещается распространение литературы, печатных, аудиовидеоматериалов религиозного характера в общественных местах (на улицах, бульварах), обход квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений.7. Граждане и религиозные организации вправе приобретать и использовать религиозную литературу на любом языке по своему выбору, а равно другие предметы и материалы религиозного назначения только в местах богослужения и в специализированных магазинах.8. Изготовление, хранение и распространение печатных изданий, кинофотоаудиовидеопродукции и других материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 23. Международные связи религиозных организаций, миссий
1. Религиозные организации, миссии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты в целях паломничества или участия в других религиозных мероприятиях для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.2. Религиозные организации, миссии по согласованию с государственным органом по делам религий имеют право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организацияхи миссиях
1. На граждан, работающих по трудовому договору в религиозных организациях и миссиях, а также на созданных ими предприятиях, учреждениях и благотворительных заведениях, распространяется действие трудового законодательства Кыргызской Республики.2. Доход граждан, в том числе священнослужителей, получаемый от работы в религиозной организации, миссии, облагается налогом на общем основании в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 25. Социальное обеспечение и социальное страхование граждан, работающих в религиозных организациях, миссиях
1. Религиозные организации, их учреждения и предприятия производят отчисления по государственному социальному страхованию в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.2. Всем гражданам, работающим в религиозных учреждениях и миссиях, назначаются пенсии на общих основаниях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 5 Правовое обеспечение реализации норм закона

Статья 26. Контроль за деятельностью религиозной организации
1. Религиозная организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.2. Религиозная организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, государственному органу по делам религий и его территориальным органам, органам прокуратуры, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уставом (положением) религиозной организации.3. Размеры и структура доходов религиозной организации, а также сведения о размерах и составе имущества религиозной организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности религиозной организации не могут быть предметом коммерческой тайны.4. Религиозная организация обязана представлять органам государственной статистики и налоговым органам, государственному органу по делам религий, органам прокуратуры документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются государственным органом по делам религий.5. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики религиозными организациями, миссиями (представительствами) зарубежных религиозных организаций.6. Государственный орган по делам религий и его территориальные органы, налоговые органы осуществляют контроль за соответствием деятельности религиозной организации целям, предусмотренным ее уставом (положением), и законодательству Кыргызской Республики. В отношении религиозной организации органы прокуратуры, государственный орган по делам религий и его территориальные органы, налоговые органы вправе:1) запрашивать у органов управления религиозной организации их распорядительные и финансовые документы;2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у органов государственной статистики, налоговых органов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у банковских учреждений и иных финансовых организаций;3) направлять своих представителей для участия в проводимых религиозной организацией мероприятиях;4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее уставом (положением);5) в случае выявления нарушения законодательства Кыргызской Республики или совершения религиозной организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее уставом (положением), вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или суд.7. Систематическое непредставление религиозной организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органов прокуратуры, государственного органа по делам религий или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной религиозной организации.

Статья 27. Письменное предупреждение
1. В случае нарушения религиозной организацией, миссией законодательства Кыргызской Республики либо осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, миссии, государственный орган по делам религий выносит письменное предупреждение, которое в трехдневный срок направляется руководящему органу религиозной организации, миссии.2. Если нарушения, указанные в части 1 настоящей статьи, в течение трех месяцев не были устранены либо имели место повторно в течение года, государственный орган по делам религий имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом государственный орган по делам религий вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения.

Статья 28. Последствия приостановления деятельности религиозныхорганизаций
В случае приостановления деятельности религиозная организация не вправе осуществлять религиозную и другую деятельность, выступать в качестве учредителя средств массовой информации и иных юридических лиц, перечислять с текущего банковского (расчетного) счета денежные средства иным лицам, за исключением случаев уплаты платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей, расчетов по ранее заключенным гражданским и трудовым договорам, возмещения вреда, причиненного действиями религиозной организации, миссии.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о свободевероисповедания и религиозных организациях
1. Нарушение законодательства Кыргызской Республики о свободе вероисповедания и религиозных организациях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.2. Должностные лица и граждане Кыргызской Республики, учредители религиозной организации и иные лица, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 6 Заключительные положения

Статья 30. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования. Опубликован в газете «Эркинтоо» от 16 января 2009 года N 3 2. Правительству Кыргызской Республики принять необходимые нормативные правовые акты для реализации настоящего Закона.3. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций, миссий до их приведения в соответствие с настоящим Законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Закону.4. Признать утратившими силу:- Закон Республики Кыргызстан «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., N 22, ст.667);- постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан от 16 декабря 1991 года N 657-XII «О введении в действие Закона Республики Кыргызстан «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 г., N 22, ст.668). Президент Кыргызской Республики К.Бакиев Принят Жогорку КенешемКыргызской Республики 6 ноября 2008 года

{jcomments off}

Международное законодательство

  от 10 декабря 1948 года

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ прав человека

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашая как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства;

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ провозглашает настоящую ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии, вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основной власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми или религиозным группам, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1.Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2.Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Организация Объединенных Наций. Официальные отчеты первой части третьей сессии Генеральной Ассамблеи. А/810. — С.39-42.

Mobile Sliding Menu